Конференция ОПП ГП в Перми «На перепутье» была больше месяца назад (20-22.10.2017), а я вот только созрела написать о впечатлениях. Пожалуй, самым ярким моим впечатлением оказалось неожиданное для меня переживание — во время своей мастерской я вдруг почувствовала в себе «дух» художника. Я не знаток и не ценитель искусства, особенно современных его форм. Многого не понимаю, и не могу вчувствоваться. И тут вдруг…
Я проводила мастерскую, в которой участникам предлагалось встретиться со своим бессилием лицом к лицу. За исключением вводной и заключительной частей мастерской весь «эксперимент» происходил в молчании — каждый исследовал собственный опыт индивидуально. Встреча была организована в несколько этапов, и происходила в континууме «бессилие — сила/всесилие».
Возможно, еще и выбранное помещение сыграло свою роль. Представьте себе просторную комнату, метров сорок. Пустую, без мебели. В ней 6-7 человек. Каждый из них двигается в своём собственном темпе, ровно так, как чувствует, между полюсом бессилия и силы. Без слов. Говорят только тела — поза, темп, мимика, характер движений. В какой-то момент я вдруг схватываю образ целиком. В пустой комнате с высокими потолками между двух стен медленно перемещаются люди. Вот кто-то стоит ближе к одной стене и пытается сделать робкий шаг в сторону противоположной, и все его тело при этом говорит «я не хочу туда». А рядом другой… сидит на полу, смотрит в сторону той же стены и тихо, едва заметно плачет. Кто-то стоит спиной к стене, расправив плечи. Кто-то же, у стены напротив, сползает по стене, прислонившись к ней боком, и замирает на корточках, согнув плечи и опустив голову. Другой изучает стену руками. Он то ощупывает её, то вдруг навалится, как будто пытаясь проверить на прочность или просто ощутить всю её несдвигаемость. А вот человек стоит почти посередине, опустив голову, обхватив ладонями лицо и виски, как будто не в силах решить, куда ему двигаться дальше. Чьи-то глаза закрыты, а те, кто не закрывает, смотрят не в эту комнату. Каждый в своём внутреннем пространстве. Но я как будто могу увидеть все эти пространства одновременно, со стороны. И лица. Очень говорящие. Каждое. И я вдруг понимаю, что если бы у этой комнаты не было одной из четырех стен, чтобы это действие было доступно для посетителей, то это мог бы быть довольно яркий перфоманс под названием «Прикосновение к бессилию».
Я пожалела, что не додумалась спросить у участников разрешение на фотосъёмку. Но кто ж знал, что действие окажется таким проникновенным и красноречивым. Правда, утешила себя тем, что официальное присутствие камеры могло бы повлиять на процесс.