Автор: Иванова Анастасия
В последнее время вокруг появилось множество предложений побывать на различных мероприятиях психологической направленности… Тренинги, семинары, терапевтические группы, вебинары и т.п. Но мне бы хотелось чуть подробнее остановиться на двух основных форматах: тренингах и терапевтических группах, и поскольку я веду группы и тренинги в гештальт-подходе, также поговорить об особенностях гештальта применительно к этим групповым форматам.
Гештальт-подход в групповом формате
В гештальт-терапии есть ряд принципов, которые делают ее практически незаменимой для групп и тренингов. Например, гештальт отвечает на вопрос «как», работает на границе контакта индивида со средой и придерживается принципа «здесь и сейчас». Эти «фишки» в комплексе с групповым форматом позволяют каждому участнику группы или тренинга увидеть, как (с какими трудностями сталкивается, что его останавливает, какие чувства испытывает) он взаимодействует со средой (другими участниками) здесь и сейчас (в пространстве группы).
О гештальт-тренинге
Под тренингом чаще всего понимают некое мероприятие, где можно получить необходимые навыки по какой-либо теме, т.е. где тренер будет обучать правильному поведению, объяснит, как нужно действовать, и предложит попробовать теорию на практике. Как в спорте, где есть правильная техника, которую необходимо отработать. Такие тренинги существуют и они часто полезны, в такой форме обычно предлагаются, например, тренинги ораторского мастерства, тренинги продаж или тренинги обольщения представителей противоположного пола.
Тренинг в гештальте — это скорее тренинг поиска ответов в себе самом. Это возможность использовать особенности метода для исследования своих собственных особенностей и работы с ними. Т.е. если на обучающем тренинге вам говорят что нужно сделать, то в гештальт-тренинге вам скорее помогут исследовать как у вас что-то не получается или получается, и что именно вы для этого делаете. В результате вы уйдете скорее с пониманием вашего внутреннего процесса и пониманием, что именно вам нужно изменить в себе, нежели с инструкцией от ведущего, что делать.
В качестве примера можно привести работу со сложностями в установлении границ. Если участники склонны со всеми соглашаться, не могут сказать «нет», не могут обозначить свои потребности, то тренер в тренинге предложит упражнение (смоделирует ситуацию), которое поможет лучше рассмотреть возникающие в момент, когда участник говорит «да», чувства, узнать больше о том, что именно заставляет его соглашаться и сдавать свои позиции. В такие моменты может появиться понимание, что это страх агрессии со стороны другого или страх осуждения или отвержения… И все эти предположения можно также проверить в упражнении и получить новый опыт.
Терапевтическая гештальт-группа
Терапевтическая группа — это модель нашей жизни и мира, который нас окружает. Можно сказать, что это эксперимент, в котором, как под микроскопом, становятся заметны привычные способы поведения. Каждый участник имеет возможность «прожить жизнь» в ясно очерченных и безопасных пространственных и временных границах группы и исследовать как его проживание «жизни» в группе связано с его реальной жизнью. Возможность взаимодействия с другими участниками делает привычные процессы очень явными, и их можно увидеть на группе с помощью ведущих, а также можно пробовать что-то новое и получать обратную связь.
Если в тренинге есть изначально заданная тема и специально созданные под нее упражнения, то в группе у каждого участника может выявиться именно его тема — то, с какой сложностью в жизни сталкивается именно он. Например, тот, кто привык оставаться в стороне, на группе будет тоже принимать мало участия, тот, кто привык быть в центре внимания, таким же будет и в групповом процессе. К этим проявлениям как-то отнесутся другие участники, кого-то будет злить чья-то «болтовня» и возникнет диалог, в котором каждый поймет важное о себе и другом, кому-то будет недостаточно внимания, а кто-то так и не рискнет сказать что-то важное другому. И все это с помощью ведущих в живом пространстве группе поможет участникам узнать, как они останавливают себя, не слышат своих потребностей или делают с собой что-то еще, что отдаляет их от других или сближает…
В чем разница?
Чтобы чуть четче обозначить разницу между терапевтической группой и тренингом, можно посмотреть на их различия по конкретным параметрам:
Цель. Для тренинга — исследовать конкретную тему и расширить осознавание своих процессов в ней. Для группы, скорее, обнаружить свои трудные места во взаимодействии с другими и проработать их, посмотреть по-новому на себя и других.
Структура. У тренинга более жесткая структура. Обычно, тренер заранее знает, что именно будет происходить на тренинге, количество упражнений, их длительность и т.п. Группа — более свободный формат, участникам предоставляется достаточно много свободы, чтобы могли происходить динамические процессы, формироваться отношения между участниками.
Длительность и периодичность. Тренинг, чаще всего, — разовое мероприятие. Для группы очень важно, как развиваются отношения между участниками, поэтому группы обычно длительные, например,в течение года с периодичностью встреч один раз в 2 недели. Но есть и интенсивные группы, когда участники проводят вместе несколько дней с утра до вечера.
Глубина. Группа, конечно, более глубокий формат, в ней больше возможностей для раскрытия участников, сильнее связанность между ними, выше безопасность самопредъявления.
Смешение форматов тренинга и терапевтической группы
Не могу не отметить, что довольно часто встречаются и смешанные форматы. Например, можно встретить тематические группы, в которых ведущие проводят упражнения, но вместе с этим и оставляют место для самостоятельного бытия группы, акцентируя, конечно, больше внимания на процессах имеющих отношение к заявленной теме.