Автор: Денис Андрющенко
Это напоминалка про работу в группе с травмой и про различия традиционных динамических групп и групп травматерапевтических.
Травма — состояние, при котором индивидуальная саморегуляция организма недостаточна и нарушена.
Следовательно, для преодоления травмы мы создаем систему из двух и более людей — исцеляющий социум. Возможности саморегуляции этой системы превосходят возможности саморегуляции любого входящего в нее человека, взятого в отдельности. Например, когда человек сам себе в одиночестве говорит что-то поддерживающее и приободряющее, это бывает гораздо труднее почувствовать, чем если два человека выражают друг другу принятие и поддержку.
Травма нарастает и усугубляется в группе, где доминирует взаимная активация участников.
Травма разрешается в социуме, где создается резонанс процессов исцеления. Когда индивидуальный опыт осознанного соматического переживания синхронизируется с другими членами группы (семьи, общины или терапевтической группы) возникает целительный резонанс.
Задача терапевта — фокусировка и синхронизация индивидуальной воронки исцеления каждого участника с другими.
Травматерапевтические группы | Динамические межличностно-ориентированные группы |
Гипервозбуждение рассматривается как проявление травмы – незавершенный телесный процесс. Гипервозбуждение завершается как индивидуальный процесс участника. Неадекватные коммуникации рассматриваются как следствие телесного гипервозбуждения. Изменение межличностных коммуникаций начинается только после того как возбуждение проработано как телесный индивидуальный опыт. | Гипервозбуждение рассматривается как следствие неадекватного восприятия групповой ситуации и следствие неадекватной коммуникации в группе. Делаются попытки разрешить устранить причины гипервозбуждения путем изменения взаимодействий участников в группе. |
Детальный анализ содержания болезненных воспоминаний и обстоятельств травмы не считается важным условием работы. | Детальный анализ содержания болезненных воспоминаний и обстоятельств травмы представляется как необходимый момент терапии. Вся группа вовлекается в попытки реконструировать избегаемый опыт. |
Сильные переживания дозируются и регулируются согласно принципу титрования: капля травмы – капля ресурса. | Сильные переживания фокусируются до предела их переносимости группой. |
Агрессия рассматривается как незавершенная реакция борьбы не направленная лично на участников группы. Реакция борьбы разрешается как телесный биологический опыт, а группа предоставляет ресурс сильного и любящего присутствия. | Агрессия рассматривается как следствие социального конфликта, противостояния за власть, лидерство, внимание участников, групповое время или любовь ведущих. Проблема разрешается через обострение и детальный анализ происходящего конфликта. |
Неконгруэнтность телесного и вербального самопредъявления участника сначала рассматривается как проявление возможной травматической диссоциации.
Диссоциация разрешается через принятие и внимание группы к соматическому переживанию участников, телесно-ориентированной работе, телесным поддерживающим взаимодействиям.
|
Неконгруэнтность телесного и вербального самопредъявления участника сначала рассматривается как манипуляция, сопротивление участию в конфликте, назревающем в групповых отношениях «здесь и сейчас».
В некоторых группах даже вводится специальное правило эмоционального участия в групповых процессах.
|
Беспомощность чаще всего рассматривается как симптом травмы. Преодоление беспомощности происходит за счет позволения ей быть, осознания беспомощности как телесного опыта, любящего присутствия группы и общего празднования маленьких побед каждого участника. |
Беспомощность часто рассматривается как социальная игра «отвергающего помощь нытика», целью которой является доминирование в группе.
|
Роль ведущего активная, обучающая, руководящая. Задача ведущего в отношении группы — трансформация взаимной активации травм участников в процесс взаимной стимуляции ресурсов. |
Роль ведущего, как правило, недирективная. Задача в отношении группы — чередование фасилитации и затем рефлексии социальных взаимодействий.
|
Нормы группы ориентированы на создание поддержки процессов телесной саморегуляции, внимание к соматическому переживанию, принятие, контейнирование сильных переживаний. |
Нормы группы ориентированы на фрустрацию неэффективных манипуляций, социальных игр и способов самовыражения.
|