Как учатся гештальт-терапевты? Новая группа второй ступени

Осень была настолько богата не только профессиональными, но и личными событиями, что я с трудом успевала писать. В том числе о том, как учатся гештальт-терапевты.

А тем временем осенью стартовали две новые группы — первая и вторая ступень. Недавно завершилась третья трёхдневка второй ступени, открывшейся в октябре 2018 года.

Новая группа оказалась неожиданно большой. Поскольку собралась она из нескольких групп первых ступеней (моих и моих коллег) и один участник присоединился совсем из другой программы. На сегодняшний день уже состоялось три встречи. Очень интенсивные и эмоционально наполненные.

На первой мы разбирались с тем, что такое психотерапия, и что психотерапией не является. Являются ли идентичными понятия «терапевтичный» и «терапевтический». Что делает терапию терапией и чем она отличается от обычного хорошего разговора двух заинтересованных людей.

На второй исследовали теорию поля и то, как её использовать для понимания происходящего — не только в терапии с клиентом, но и, конечно, в собственной повседневной жизни.

А в конце января разбирались с тем, что такое «Я» — то самое, которым мы себя называем. Я предлагала участникам группы смотреть на происходящее через призму теории Self.

Все эти темы для меня очень глубокие и практичные. Всякий раз, когда теория оживает в практике — будь то анализ терапевтической сессии или обычных житейских ситуаций — я впечатляюсь тому масштабу и объёму картины происходящего, которая открывается передо мной. И, похоже, мне удаётся впечатлить и студентов. Каждый раз грустно, что всё не успеть. Так много чего остаётся не попробованным и не обсуждённым, с каждой трёхдневки. В рамках каждой темы, кажется, можно бесконечно долго тренироваться, настраивать своё восприятие и мышление. Но в то же время, основная задача мне кажется выполненной — впечатлить, расшатать стереотипное, поверхностное, бытовое представление о жизни, взаимодействии, отношениях и т.д., попробовать себя в практике с новым видением, взять с собой задания для тренировки. И хорошо, что у нас в программе есть много других мероприятий, которые поддержат дальнейшие исследования каждого участника. И можно встречаться в мини-группах и обсуждать, и пробовать всё, что важно и интересно.

А между тем, все прошедшие три встречи группа знакомилась. Мы знакомились друг с другом, присматривались, примерялись, как нам тут жить вместе ближайшие 2,5 года, в этом пространстве. Ведь, безусловно, теория — лишь малая часть того, что происходит в группе.

В этот раз, особенно на первой встрече, было многое вновь. Много новых людей, новый формат группы и работы, для кого-то я — новый тренер, новый масштаб — все отметили, что непривычно много народу. И для меня первый опыт — вести группу, сложившуюся из таких разных первых ступеней.

Мы знакомились, обсуждали свой разный опыт и переживали эти отличия. И, конечно, присматривались к новому формату семинаров. На второй ступени акценты обучения меняются, появляются новые формы работы, и участники теперь учатся применять гештальт-подход не только по отношению к себе, но и для ведения терапевтической беседы с другим человеком. Группа начинает осваивать супервизию как форму развития терапевтических навыков и мышления. Новая ступень — ориентирована на профессиональное развитие. Здесь так хочется пробовать себя в роли терапевта и одновременно тревожно: «Могу ли я взять на себя ответственность назваться терапевтом и поговорить с другим человеком, как терапевт?», «Рискну ли я встретиться с откликами участников группы на свою работу?», «А что скажет супервизор — оценит, раскритикует, признает?..», «Что я знаю и умею вообще после первого года знакомства с гештальт-подходом?».

Несмотря на волнения и страх, характерный для первых встреч, задор работать терапевтом в центре круга под очной супервизией оказался достаточно большой. Даже конкурировали друг с другом.

В целом, я довольна. Это были непростые, очень эмоционально насыщенные встречи. Интересные и яркие. Я вижу группу взрослой и устойчивой. И радуюсь тому, что всё только начинается. Удачи нам в путешествии!

Большое спасибо участникам за интерес и доверие! И отдельно — за внимание и душевную поддержку в мои личные тяжёлые минуты, связанные с тем, что периодически семейные экстремальные события врывались в мою жизнь и рабочий процесс. Особенно, на первой встрече, в октябре.

И благодарю за признание, доверие и рекомендации своих коллег, Ирину и Полину, чьи выпускники первых ступеней пришли ко мне в группу второй ступени!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 5 =