Категория: | Просмотры: 1372

Когда ко мне приходят родители по поводу взаимоотношений с детьми, я часто спрашиваю их о том, каково соотношение в их общении с детьми критики и похвалы. Я использую здесь слово «похвала» в широком смысле слова. Это и похвала вроде «Молодец», «Как здорово у тебя получилось». И любой другой вид позитивной обратной связи — одобрение, признание, благодарность, выражение своей радости или иных чувств в связи с каким-то поступком ребёнка. Можно было бы предположить, что часто критики больше. Да, тенденция такая. У нас как-то в обществе в принципе не очень принято хвалить и благодарить. Критиковать привычнее.

Но особенно интересны и непонятны мне какое-то время были те случаи, когда родители уверяли меня, что ребёнка хвалят. И похвалы если не больше, чем критики, то хотя бы столько же. Интересно было потому, что не вязалось то, что они говорили, с картиной их жалоб, с состоянием ребёнка и с тем, что говорили дети. Не вязалось, пока я не начала спрашивать: «Как вы хвалите? Приведите пример». Или не становилась свидетелем родителской похвалы у себя в кабинете. Ну и наблюдения в жизни, конечно, помогли.

С тех пор я обнаружила особый вид похвалы. Я называю его похвалой с хвостиком. Хотите попробовать? Здесь всё очень просто. Сначала нужно сказать что-то хорошее, приятное. Ну, например: «Как приятно, что ты помыл посуду!». Но это не всё. После этого нужно обязательно добавить любой «хвост» в стиле следующих фраз: «Ведь можешь же!» или даже так «Ну вот видишь! Можешь ведь!», «Вот бы всегда так!», «И что тебе мешает делать это регулярно, как я прошу?», «Вот всегда надо с тобой ругаться сначала, чтобы ты сделал что-то хорошее?» и т.д. Это может произноситься с разными интонациями — и печально-вопросительными, и высокомерно-оценивающими, и раздраженными и т.д. Не важно, насколько ваша интонация в «хвосте» строга или мягка. Важно то, что вот этот самый хвостик обесценивает и уничтожает весь позитивный смысл сказанного перед ним. Это как ложка дёгтя в бочке мёда. Если вам сложно поверить на слово, проведите простой эксперимент. Попросите нескольких человек послушать от вас фразы поддержки и одобрения с подобным хвостом и без него. И попросите их рассказать вам, как им слышать эти разные формулировки. Я уверена, что в большинстве случаев вы получите подтверждение моих слов.

Я написала эту заметку в контексте детско-родительских отношений. Но это только пример. Просто яркий и распространенный. На мой взгляд, то же самое происходит и в разных других отношениях между людьми — рабочих, партнерских, супружеских и т.д. Поэтому если вы читаете эту заметку и находите её для себя интересной, то можете попробовать с её помощью осмыслить ваше общение вообще, а не только с детьми. Используете ли вы в своём общении чистое одобрение, признание, похвалу — без примесей, хвостов и оговорок?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 2 =