Категория: | Просмотры: 193

Спецкурс по клинической гештальт-терапии. Сессия 3. Депрессивные расстройства.Говоря о зависимости, люди часто предполагают что-то особенное — наркоманию, курение, алкоголизм, игроманию, пищевую зависимость, ну хотя бы трудоголизм. Реже — эмоциональную. Но тоже, если ее имеют ввиду, то какие-то особые случаи из серии «Я к нему поднимусь в небо. Я за ним упаду в пропасть. Я за ним, извини гордость. Я за ним одним, я к нему одному…».

И гораздо сложнее представить, что эта тема касается, как правило, каждого из нас. Каждый день. Нет, я не о том аспекте бытия, что все мы взаимосвязаны, и зависим друг от друга и от внешней среды. А о том, что каждый из нас, будучи свободным, ответственным и способным выбирать, в каких-то вопросах склонен переживать свою внутреннюю несвободу, принужденность к чему-то, ощущение загнанности в тупик и рьяное нежелание выбирать и признавать свой выбор. Кто больше, кто меньше, кто чаще, кто реже.

На этой сессии участники группы прицельно исследовали собственную зависимость и автономию. Ну и, конечно, пытались осмыслить и разглядеть «чужую». Как? Примерно вот так:

  1. Договаривались о том, что называть зависимостью, а что автономностью.
  2. Вспоминали, как родители успокаивали в детстве, когда эмоции переполняют. И какими ресурсами в жизни пользуются сейчас, когда повзрослели — внутренними и внешними. Искали взаимосвязи.
  3. Исследовали отвращение, обиду, вину, стыд и злость и другие переживания.
  4. Пробовали терапевтическую стратегию работы с обидой.
  5. Учились распознавать автономность и поддерживать осознавание автономии и способности к автономии у собеседников. Знакомились с «ресурсным интервью».
  6. Работали в микро-группах, и проводили терапевтическую сессию в группе под супервизией тренера.
  7. Ну и, конечно, не могли пройти мимо многими любимого треугольника Карпмана. Модель хоть и была предложена психотерапевтом другого направления, в анализе поведения и социального взаимодействия бывает очень полезна и уместна. Если в духе гештальт-подхода, то снова и снова работа с проекцией.

По-моему, было живо, познавательно, интересно и с новым опытом.

Фраза трёхдневки (из откликов после исследовательского эксперимента):

«У меня впечатление, что сейчас я успокаиваю себя от того, как меня успокаивали в детстве»

Как учатся гештальт-терапевты. Вторая ступень. Сессия «Автономность и зависимость».
Как учатся гештальт-терапевты. Вторая ступень. Сессия «Автономность и зависимость».
Как учатся гештальт-терапевты. Вторая ступень. Сессия «Автономность и зависимость».
Как учатся гештальт-терапевты. Вторая ступень. Сессия «Автономность и зависимость».
Как учатся гештальт-терапевты. Вторая ступень. Сессия «Автономность и зависимость».

* Фотографии опубликованы с разрешения участников группы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =