Категория: | Просмотры: 5

Спецкурс по ведению групп. Пермь. 29.11.2019Юлия Голованова.

Сложно писать о себе. Отчасти поэтому я и сделала паузу в публикациях о курсе. Но раз уж я начала писать о тренерах, то себя игнорировать не логично. Анонсировать себя мне всегда неуютно. Я до сих пор убеждена, что лучшей рекламой и рекомендацией является отклик клиентов и коллег. В общем — сторонний отклик. Думала, о чём и как написать. Надумала вот что.

Группы я веду с 2006 года. Разные. И тематические, и без темы, и тренинговые, и учебные. С 2008 году веду базовый курс подготовки гештальт-терапевтов.
Парадокс в том, что так сложилась моя профессиональная история — я не училась в какой-то специальной программе по ведению групп. Мой опыт работы с группами сначала строился на общем понимании психотерапевтических принципов работы и на тех знаниях и опыте, которые у меня были из моего классического образовании и до терапевтической практики. Это было интересно и очень увлекательно. Помню, как с коллегами мы могли активно генерировать и обсуждать гипотезы о групповой динамике, которую мы наблюдали в группах (я работала с разными ко-терапевтами).
Постепенно моих наблюдений и собственного терапевтического опыта становилось всё больше. И есть ещё одна важная часть моей истории, на которую я опиралась и опираюсь до сих пор — это моё понимание, как делать не надо. Понимание, сформировавшееся из собственного опыта участия в группах, который во многом был болезненным и горьким. Это сильно повлияло на то, какой терапевтический стиль я выбрала для себя как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Несмотря на то, что группы вести у меня получалось — и учебные, и терапевтические — я очень долго была не уверена в том, хорошо ли я работаю, как ведущий группы. Мне всё время казалось, что я что-то сильно упускаю, недоделываю, делаю не так и вообще, что большинство коллег делает это как-то иначе и точно лучше, правильнее, чем я.

И даже когда я училась на третьей ступени (программа «Совершенствование в гештальт-терапии»), где мы постоянно касались вопросов групповой динамики и ведения групп (поскольку это, в частности, и программа подготовки тренеров), я, порой, чувствовала себя не в свое тарелке. С одной стороны, это было связано с собственным внутренним критиком, который не давал покоя. А с другой — с тем, что я всё больше убеждалась, что то, как ведут группы мои учителя, мне не подходит.
Кстати, так называемая выпускная квалификационная работа третьей ступени у меня была посвящена именно моему опыту ведения групп. Я анализировала опыт ко-терапевтической работы в ведении групп. И результат этого анализа воплотился в виде статьи, которая называется «Размышления о ко-терапии». Статья оказалась востребованной и актуальной для профессионального сообщества. Я знала, что статей на эту тему в русско-язычном профессиональном пространстве практически нет. Но всё же была удивлена тому отклику на свой труд, который получила от коллег — как равных мне, так и старших. Позже было приятно узнать, что к статье проявили интерес и коллеги из других гештальт-сообществ России.

Пару лет я оставалась исключительно в пространстве ведения учебных групп. В какой-то момент я прекратила собирать терапевтические группы, поскольку устала заниматься их организацией. А в 2014 году решилась открыть еженедельную терапевтическую динамическую группу с годовым контрактом. С тех пор я работаю групповым терапевтом без перерывов.

В течение последних пяти лет я всё больше влюбляюсь в групповой формат терапевтической работы. По разным причинам. Это связано и с моим личным устройством и развитием, и с техническими, и с организационными вопросами, и с огромным интересом к целительным возможностям терапевтической группы, который я продолжаю открывать для себя.

И в качестве своего профессионального развития в этой области я выбрала супервизию. Это было неожиданное решение, но я им очень довольна. Я нашла удивительно подходящего мне супервизора именно по групповой работе и уже в течение двух лет беру регулярную индивидуальную супервизию по ведению групп.

Что я могу сказать о себе как тренер данного спецкурса? Я хочу, чтобы он был. Я уверена, что он очень нужен нашему сообществу, в целом. И я думаю, что мне есть чем поделиться с вами, как ведущей. И в теоретическом, и в практическом плане. Но я так же думаю, что именно в нашем диалоге на тему ведения групп, где вы будете присутствовать со всем своим опытом участия групп и ведения групп, родится тот новый опыт и новое знание, которые обогатят всех — и вас, и меня, и других тренеров программы.
Я очень жду в нашу группу как молодых терапевтов, которые только хотят начать работать с группами, так и опытных коллег, которые хотят осмыслять свой опыт, обновлять его и экспериментировать.

P.S. Статья о ко-терапии для тех, кому интересно:

Часть 1

Часть 2

Часть 3