Ответ:
Здравствуйте, Светлана.

Хочется Вам сказать, что многие дети в детстве проходят через опыт воровства (как минимум, стаскивая деньги или приглянувшиеся вещи у своих близких). Может быть, это чуть-чуть снизит Ваше напряжение по поводу поведения Вашего сына. Это я не к тому, что не надо об этом думать и не надо уделять внимания проблеме, а к тому, что воровство часто так пугает родителей, что они начинают рисовать своим детям катастрофическое будущее (вплоть до криминала), тревожатся так сильно, что все их мысли и действия сосредотачиваются только на этом поведении ребёнка, а все остальное начинает упускаться из виду. Это в свою очередь может приводить к ухудшению ситуации. Поэтому, если вдруг Вы заметили за собой, что Вас подобные катастрофические фантазии одолевают, и на ситуациях с воровством уже появилась некоторая зацикленность с Вашей стороны, еще раз обратите внимание на то, что опыт воровства есть у многих взрослых в детстве. И многие люди, имевшие этот опыт в детстве, вырастают нормальными людьми, вполне хорошо чувствующими границы дозволенного и уважающими чужое имущество и частную собственность.

Обратите внимание, есть ли что-то общее между первыми эпизодами воровства, которые были замечены во втором классе, и нынешней ситуацией. Под общим я понимаю – время, когда это замечено, ситуация в семье (напряженная атмосфера, конфликты, переезды, болезни кого-то из близких, какие-то изменения в жизни семьи и ребенка и т.д.). Если что-то общее заметите – это может быть полезно для понимания ситуации и поиска выхода из нее. Деструктивное поведение ребенка может быть реакцией на какое-то внутреннее психологическое неблагополучие, которое, в частности, оказывается связано с какими-то ситуациями в жизни семьи ребёнка.

Обратите внимание на то, есть ли в Вашем общении с ребёнком, в общении ребёнка с отчимом какие-то еще темы, кроме дисциплинарных (сделать уроки, помочь по дому, выполнить те или иные обязанности). Уверены ли Вы, что Вашему ребёнку достаточно родительского тепла и внимания? Я не имею ввиду внимание-обслуживание (покормили, одели, проверили уроки, сводили на занятия и т.д.), я говорю о физическом контакте, совместном проведении времени (в котором есть общение и сотрудничество) и т.д. Недостаток родительского тепла и безусловного внимания (это когда внимание не «за что-то», а просто потому, что «я есть») также может приводить к деструктивному поведению. Потому что негативное внимание (наказания, ругань и т.д.) лучше, чем то, что воспринимается как игнорирование. В частности, возможно, ребёнок действительно чувствует себя сильно отодвинутым, если раньше вы жили вдвоём, а теперь ему приходится «делить» Вас со взрослым мужчиной, пришедшим в дом.
Я уверена, что Вы любите сына. И Вы говорите, что Ваш мужчина любит Вашего сына. Просто есть еще такой нюанс – насколько вам обоим удаётся донести до сына (и не только и не столько словами, сколько действиями), что он любим.

Это вопросы и направления для наблюдения за тем, что происходит в семье. Ответы на эти вопросы и результаты наблюдения важны для того, чтобы лучше понять, как помочь вашей семье справиться с ситуацией воровства.

Еще несколько моментов, которые хочется отметить.
1. Удаётся ли Вам узнать и понять, на что сын тратит деньги? Для чего они ему? Есть ли у вас в семье понятие карманных денег для ребёнка? И как Вы к этому относитесь. Возможно, настало время приучать ребёнка к тратам, к пониманию сущности денег, к тому, откуда и как они берутся и как можно на них что-то приобрести. Дети, у которых есть карманные деньги, получают возможность самостоятельно удовлетворять свои потребности во вкусностях и так необходимых детям «пустяках» (игрушки, журналы и т.д.), могут учиться копить и понимать ограниченность денежных ресурсов.

2. Если ребёнок тратит деньги на друзей, что тоже бывает (угощает, делится, платит за какие-то развлечения компании), то по сути это может быть способом завоевания внимания, уважения, восхищения друзей. И/или одновременно, страх потерять расположение компании, если откажет ей. В такой ситуации важно разбираться с тем, каково положение ребёнка в коллективе, умеет ли он завоевать внимание и признание ребят какими-то другими средствами, чувствует ли он себя достойным дружбы и хорошего отношения - или же все это он может только с помощью денег.

3. Не стоит исключать и вариант попадания под давление силовое – когда запугивают, угрожают и требуют приносить деньги. Своего рода школьный рэкет.

4. Ну и напоследок. Светлана, подумайте о том, как Вы храните деньги? Я не раз сталкивалась с тем, что дети небрежно относятся к деньгам в случаях, где внешне небрежное отношение к деньгам транслируют родители (деньги не считаются, разбрасываются, оставляются крупные суммы в совершенно открытом доступе и т.д.).

Здравствуйте, Юлия Андреевна!Не знаю с чего начать.Меня зовут Светлана,у нас в семье есть сын,Игорь,9лет.Папа не родной,с ним мы живем один год.Он очень любит Игоря.До его прихода у меня не было близких отношений.Почему начала с этого, т.к , мы были уже у психолога с сыном.И он говорил, что может быть из-за этого Игорь поменялся.Проблема состоит в том, что сын начал воровать деньги.В школе, у меня крупные суммы,и это не первый и не второй раз.Мы с ним разговаривали…по всякому.Он каждый день наказан за что-нибудь.Он раньше жил с бабушкой, и говорит что ему хочется обратно туда( она живет в деревне, а мы в г.Пермь),хочет с нами там жить.Здесь у него есть не мало друзей.Он нас обманывает во всём, даже с домашним заданием по урокам.Начал воровать он еще во втором классе, но потом этого не было замечено(и начал в деревне у бабушки).Я уже не знаю как и что ему говорить,он всё понимает, по поводу учебы тоже, не дурак, просто, как он говорит:- мама, мне лень".Что делать, не знаю.Голова квадратная.Пожалуйста,подскажите.Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *