14Фев/14

Гиперактивность и с чем её едят. Или Капитан Америка — у всех истерика

Автор: Дарья Король 

«Гиперак» — именно на этих буквах поисковые системы отметают гипертонию и начинают выдавать нужное под грифом — «гиперактивный ребёнок, и что делать?». Или нет, не так. «Что делать??? Советы психолога!!! Кто виноват???»
А и в самом деле: ну что тут сделаешь. Проанализировав любезно предоставленную поисковиком информацию, я поняла, что советов по коррекции СДВГ очень много. А вот о том, что делать мне, конкретно имеющейся маме конкретного гиперактивного ребёнка и как справляться с ежедневно возникающими чувствами по этому поводу, не ясно. И возможно, что и после моих размышлений будет тоже не ясно. Тешу себя мыслью, что вы просто поймёте — Вы не одна такая, и начнёте действовать.
Итак, вашему «живчику» (нет, ну как же меня бесит это название, что они вообще знают о живчиках???) около 4х, и очередной приём к неврологу заканчивается диагнозом «СДВГ». С большой долей вероятности могу предположить, что у вас — мальчик. Девочкам тоже ставят СДВГ, но в разы реже.

Читать дальше…

12Авг/13

Ничего особенного (описание случая)

Автор: Елена Бартош

Мягкая одежда неброских цветов, красивые густые волосы, затейливые украшения и усталые, измученные глаза. Лариса — художница, у неё есть имя, репутация, её работы пользуются спросом, она востребована и состоятельна. Об этом я узнаю в первые десять минут первой сессии, это ответ Ларисы на мой обычный вопрос «с чем Вы ко мне пришли?»
Но этот ответ ничего не объясняет. Творческий кризис? Недостаточная самореализованность? Усталость от работы? — Нет, нет, нет. Все в порядке, все без изменений.
— Дело в том, что я плохо сплю, меня всё время тошнит, у меня постоянное ощущение какого-то сжатия в груди, как будто кто-то душу вынимает ледяной рукой. А так ничего особенного

Читать дальше…

04Июн/13

Иллюзия самопонимания

Автор: Илья Латыпов

Есть одна очень устойчивая иллюзия, присущая многим, очень многим людям: иллюзия самопонимания и самоосознания. Это идея о том, что ты про себя все понимаешь, управляешь своими мыслями, чувствами и действиями, и можешь объяснить, почему ты это делаешь. Европейцам XIX века в большинстве своем в голову не приходила мысль, что что-то в их поведении не поддается контролю. Как пишет психолог-исследователь Д.Барг, «нам всем очень дорога мысль, что мы — повелители собственных душ, что мы — у руля, и обратное очень страшно. По сути, это и есть психоз — ощущение отрыва от реальности, утери контроля, а это кого угодно напугает».

Пугающее открытие века XX гласит: мы действительно не у руля.

Читать дальше…

11Май/13

Спасение на водах, а также в горах и в небесах (описание случаев работы с травмой)

Автор: Елена Бартош

Если попытаться объяснить в двух словах, чем занимается гештальт-терапия, то получится — завершением незавершённых ситуаций. Всяких — эмоциональных, ментальных, телесных. Что-то переосмысливается, что-то осознаётся, что-то перепроживается. Каждый человек, имеющий опыт гештальт-терапии, помнит это чувство облегчения — пазл сложился, история закончилась, ситуация завершилась. Больше не болит, не тревожит, не мешает спать, не забирает силы.
Травма — тоже незавершённый гештальт. Что-то случилось внезапно, человек не успел подготовиться.

Читать дальше…

06Май/13

Не скажу (описание случая работы с ребёнком)

Автор: Елена Бартош

У Даши пушистые светлые волосы и внимательный взгляд, ямочки на щеках и родимое пятно на левом плече. Даша любит розовый цвет и футболки Hello Kitty. А о чём она мечтает, чего хочет и чего боится, я не знаю, и не уверена, что смогу узнать — Даша со мной не разговаривает.
И не только со мной. Даша не разговаривает в школе с учителями и одноклассниками, во дворе с соседями, в поликлинике с врачом и медсестрой. Даша разговаривает только дома со своей семьёй — с мамой, папой и бабушкой.

Читать дальше…

12Фев/13

Депрессия глазами психолога

Автор: Елена Бартош

Слово «депрессия» любимо в народе, часто и легко используется, быть в депрессии прилично и понятно. Чаще всего его используют для обозначения плохого настроения, подавленности, грусти, бессилия. «У меня вчера с утра была сильная депрессия», «Когда ребёнок капризничает, у меня сразу начинается депрессия». При самой первичной диагностике часто оказывается, что речь идёт о ситуативной реакции на жизненные затруднения или травмирующие ситуации или об экзогенной депрессии — той же реакции, только уже затянувшейся. В начале терапевтической практики, вдохновлённая идеями и перспективами гештальт-терапии, я была уверена, что можно и должно лечить депрессию только психотерапией, осознанием происходящего, своего вклада в болезнь, изменением отношения к жизни.

Читать дальше…

12Фев/13

Найти сообщника (статья для родителей)

Автор: Елена Бартош

На консультациях я часто слышу от родителей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста жалобы на то, что ребёнок слишком увлёкся героем мультфильма, фильма или книги, постоянно о нём говорит, подражает поведению, задаёт вопросы. Родителей пугает такая увлечённость, они стараются отвлечь ребёнка, переключить на что-то другое. Доходит и до крайних мер — родители запрещают смотреть фильм или мультик, пытаются принизить, обесценить героя, выказать его в чёрном цвете. Ничего не напоминает? Да-да, пройдёт ещё десяток лет, и тогда объектом борьбы станет уже не мультяшный герой, а настоящий человек — друг или подруга ребёнка.

Читать дальше…

21Янв/13

Эмоциональная зависимость или любовь?

Автор: Анастасия Иванова

Что такое эмоциональная зависимость? Эмоциональная зависимость или зависимость от любви – это психологическая зависимость от другого человека. Она переживается как слияние, в котором другой становится жизненно необходимым, а собственное я теряется.  Ведущее место в такой жизни занимают отношения, вытесняющие все остальные интересы, желания и потребности человека.

Читать дальше…

15Дек/12

Не во всех группах возможно разрешение психической травмы

Автор: Денис Андрющенко

Это напоминалка про работу в группе с травмой и про различия традиционных динамических групп и групп травматерапевтических.
Травма — состояние, при котором индивидуальная саморегуляция организма недостаточна и нарушена.
Следовательно, для преодоления травмы мы создаем систему из двух и более людей — исцеляющий социум. Возможности саморегуляции этой системы превосходят возможности саморегуляции любого входящего в нее человека, взятого в отдельности. Например, когда человек сам себе в одиночестве говорит что-то поддерживающее и приободряющее, это бывает гораздо труднее почувствовать, чем если два человека выражают друг другу принятие и поддержку.

Читать дальше…

05Окт/12

А теперь прозой (о том, как передаётся травма в поколениях)

Автор: Людмила Петрановская

Видимо, не отцепится это все от меня, пока не напишется. Сдаюсь и пишу.
Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д. , и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии. О них потом как-нибудь.

Читать дальше…