Категория: | Просмотры: 1630

Автор: Дарья Король 

«Гиперак» — именно на этих буквах поисковые системы отметают гипертонию и начинают выдавать нужное под грифом — «гиперактивный ребёнок, и что делать?». Или нет, не так. «Что делать??? Советы психолога!!! Кто виноват???»
А и в самом деле: ну что тут сделаешь. Проанализировав любезно предоставленную поисковиком информацию, я поняла, что советов по коррекции СДВГ очень много. А вот о том, что делать мне, конкретно имеющейся маме конкретного гиперактивного ребёнка и как справляться с ежедневно возникающими чувствами по этому поводу, не ясно. И возможно, что и после моих размышлений будет тоже не ясно. Тешу себя мыслью, что вы просто поймёте — Вы не одна такая, и начнёте действовать.

Итак, вашему «живчику» (нет, ну как же меня бесит это название, что они вообще знают о живчиках???) около 4х, и очередной приём к неврологу заканчивается диагнозом «СДВГ». С большой долей вероятности могу предположить, что у вас — мальчик. Девочкам тоже ставят СДВГ, но в разы реже.
Что же значит этот диагноз не для карточки, а лично для вас? Для меня это означало время, когда я перестала тешить себя мыслью, что «всё это вскорости, в ближайшие пару дней пройдёт, как рукой снимет». Нет. Не пройдёт. И не надейтесь. Надежда отнимает много сил и времени. Очень она энергозатратная, эта надежда. А толку от неё ноль.

Действуйте. Незамедлительно. Без надежды на то, что изменения наступят немедленно, а с прицелом на то, что они будут.
Почему вы попали к неврологу?

  1. У ребёнка могут быть проблемы со сном. А конкретнее с засыпанием, как и многие проблемы гиперактивных детей это связано с тем, что нервная система только возбуждается и катастрофически не успевает тормозить.
  2. Кроме того, воспитатели в саду жалуются, что ребёнок «неуправляемый», хотя дома можно «ничего такого» не заметить, а всё потому что в присутствии одного человека, тем более мамы, ребёнок с СДВГ может не перевозбуждаться. Если вы домоседка с размеренным образом жизни, то начало проблем можно пропустить.
  3. Опять же при смене режимных моментов, их сдвиге во времени гиперактивный ребёнок снова возбуждается.
  4. Помимо этого, когда ребёнок увлёчен, он очень сосредоточен, а вот переключить его стоит больших усилий.
  5. Он вас слышит. И это хорошо. Но он не реагирует. И это плохо. Очень плохо. Потому что вы можете сообщать важную информацию, например, о том, что дальше идти нельзя — дорога.
  6. Простые правила, которые дети начинают усваивать уже в год: «нет», «нельзя»; могут быть не усвоены ни до школы, ни в школе. Т.е. буквально это означает то, что ребёнок не просто не слышит запретов, а даже и не понимает зачем они. Искренне.
  7. Ребёнок всё время вмешивается в разговоры взрослых, абсолютно не способен дождаться своей очереди сказать и в детской компании.
  8. Он говорит. То есть он говорит постоянно. Нет. Честно. Даже во сне.
  9. Его настроение непредсказуемо. Любое невыполнение его желания сиюминутно может закончиться перевозбуждением — истерикой — а дальше вы знаете.
  10. То, что кажется ребёнку скучным — выполнено не будет. Даже если это еда и одевание. При том, что есть ребёнку надо. Такие запасы энергии, которые он тратит в день, мне кажется, сравнимы с ядерным взрывом.
  11. Отсутствие чувства опасности. У моего сына только в 7 лет стала отваливаться привычка убегать, исчезать на улице из поля зрения в неизвестном направлении, когда вообще — то дети понимают к 2-3 годам, что это опасно.

И так каждый день. Без перерывов на обед, праздников и выходных.
Что вы при этом можете чувствовать? Всё это список примерный. Совсем не обязательно, что это будете чувствовать лично вы.
Стыд — «я плохая мать», «у всех дети как дети, а мой» и т.д. и т.п. Это чувство сильно поддерживают окружающие и родственники, всегда готовые намекнуть, подчеркнуть и прямо указать на промахи в воспитании ребёнка.
Вина — я что-то не так сделала. Я плохо выбрала мужа, я нервничала всю беременность, я недостаточно хорошо тужилась во время родов, я кричала на своего малыша и в итоге испортила ему жизнь.
Гнев — это невыносимо! Каждый день долдонишь одно и то же, а он не слышит и делает что попало!
Страх — как же он будет себя вести в школе? И вообще? Он же хулиган… по сути. Что вообще из него вырастет?
Ненависть — …крайнее проявление гнева. Обостряется после массовых мероприятий и «воспитательных бесед» с педагогами.
Раздражение — что бы он ни сделал — всё не так. Есть не умеет, шнурки не завязывает, беспомощный, часто кричит… добавьте своё.

А с другой стороны:
Нежность — без меня совсем неумёха, как же он без меня.
Любовь — мой ребёнок, он же мой.
Гордость — ребёнок умный, пусть не завязывает шнурки, зато Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» декламирует с интонацией и рисует, и поёт Гребенщикова и Высоцкого…да всё что угодно может хорошо сделать, если увлёкся.
Радость — много шалостей — много смеха. Если вы ещё не разучились смеяться.

И в то же время:
Бессилие — ничего не сделаешь. Может быть, гиперактивность сгладится к 10. А вполне может, что и не сгладится. А в сад, школу нужно ходить каждый день и каждый день слушать жалобы. Даже похвалы поступают в виде удивления, а не собственно похвалы. Эх…
Отчаяние — ну то есть действительно ничего не сделаешь. Это мой провал. Больше никаких детей.
Одиночество — все так и норовят воспитать вас, чтобы вы воспитали своего ребёнка, не на кого опереться, даже если родственники друзья помогают, всё равно это именно вы наедине с ребёнком 24 часа в сутки.
Грусть — ну а что сделаешь? Как — то же надо жить…

С грустью я вас и поздравляю. Потому что когда вы перестаёте надеяться, отчаиваетесь, захлёбываетесь, то потом начинаете грустить. Самое время подумать — что с этим со всем делать?

  1. Искать психолога. А лучше двух. И ежели совсем повезёт, то трёх.
    По порядку: для себя, для ребёнка, для вас с мужем. Психолог для себя жизненно необходим: чтобы разбираться с теми чувствами, которые вы испытываете каждый день, а остальная часть человечества изредка. Это тяжкий груз. И если вам не будет помогать психолог, вы можете начать выливать их на ребёнка, а всё же за такие эмоции как стыд и гнев вы несёте единоличную ответственность. Ребёнок не виноват, так же как и вы. Наверняка ему тоже трудно. И чаще всего дети это понимают. Мой сын говорит такие фразы, как «я вечно», «меня всё время» и т.д., которые ясно свидетельствуют о том, что он знает, о том что он — другой.
    Психолог для ребёнка. Собственно по совокупности симптомов. Психолог будет учить ребёнка сосредотачиваться на скучном и «тормозить». Поможет с усвоением норм и правил, будет помогать разбираться с теми чувствами, которые вызываете у ребёнка вы. А вы вызываете. И немало. И обычно это очень видно не только вам, но и окружающим, которые всегда готовы прокомментировать ваши действия заботливым «сумасшедшая, кто так обращается с ребёнком» или «совсем разбаловали!». Ребёнку очень нужен психолог. И не абы какой, а который чётко, ясно и с расстановкой объясняет вам, что такое СДВГ (сразу), как его диагностируют (после 1 консультации) и что он будет делать с ребёнком в плане коррекции (после 2-3 консультаций).
    Психолог для вас с мужем, а лучше для всех сразу. Он будет помогать договариваться, вводить правила, соблюдать введённые правила, испытывать гнев без истерик, извлекать из себя нежность и любовь, понимать какие действия ребёнка могут быть опасны, а на какие можно и не обращать внимания. Он поможет вам всей семьёй быть внимательными к нуждам ребёнка, замечать моменты, когда он начинает перевозбужаться и пресекать их. Это точно тот случай, когда легче предупредить. И ещё один важный момент, это вообще — то всех родителей касается, но родителей ребёнка с СДВГ особенно: противоречить друг другу нельзя. Это закон.
    Конечно, тут возможны варианты. У меня свой психолог, у ребёнка свой. Она же проводит периодически совместные консультации для меня с сыном. И это работает. По- настоящему. Я действительно вижу изменения в поведении ребёнка и в своих реакциях на его поведение. Сын учится себя контролировать, эмоции ещё перехлёстывают через край, но часто уже понятно как это заметить «до того» и что делать непосредственно «во время». Я гораздо меньше теряюсь от бурных вспышек и знаю, в какой момент лучше пожалеть, а в какой покричать. Понятно, что не без проколов. Но всё же.

2. Невролог. Так как у ребёнка могут быть проблемы со сном, а в какие — то моменты состояние нервной системы может ухудшаться, то хорошо бы иметь хорошего детского невролога под рукой, чтобы можно было периодически поддерживать организм ребёнка толковыми препаратами выписанными врачом. Всё же СДВГ — диагноз, как и сопровождающая его минимальная мозговая дисфункция.

3. Логопед — если ребёнку показалось, что говорить — это скучно, то придётся исправлять проблемы с речью. Лучше до школы, но и во время тоже хорошо.

4. Толковый педагог/учитель — этот вопрос самый болезненный. Понятно, что всех вышеперечисленных специалистов вы будете оплачивать, а потому выбирать. А вот с педагогами может так не повезти. Но всё же. Если есть хотя бы минимальная возможность найти эмпатичного, образованного человека: семь футов под килем! Грамотный педагог, который кроме кнута помнит о прянике, а приём сравнения использует так, как он ДОЛЖЕН использоваться в педагогике — сравнивает ребёнка сегодня с ним самим вчерашним — и больше никак, может во многом помочь, или хотя бы многого не испортить.

Что ещё может помочь? Музыка, танцы, рисование: всё, что связано с эмоциями, искусством очень хорошо сказывается на поведении и состоянии ребёнка. Помогает выражать эмоции, проигрывать их в рисунке, песне, на сцене. Спорт: всё, что связано с активностью, но не слишком травматично, как например, акробатика, где у тренера 10 детей и все они выполняют сложные упражнения с высокой степенью травматизации. Шанс, что за вашим ребёнком уследят, слишком мал. Лучше плаванье. Или то, что понравится ребёнку и вам, хотя баланс придётся поискать. Спорт будет учить дисциплине, тому, что нужно приложить усилие, чтобы добиться результата. Командный спорт научит договариваться.
Очень выручает привычка читать. Конечно, сначала придётся читать с 1-2 лет Чуковского и Барто, но потом, годам к 6-7 будет вам счастье: можно будет осваивать Кира Булычёва, Гарри Поттеров, Муми Троллей и прочее и прочее. По ходу дела чтение будет учить ребёнка сосредотачиваться, концентрироваться, запоминать, излагать услышанное, что полезно при СДВГ, ну и развивать эрудицию заодно. В поликлинике, в транспорте, на пляже, в поезде, при перелётах, там, где нужно подождать и это невыносимо, привычка читать вас будет выручать повсеместно. Всего — то надо: взяли с собой книгу и читайте. Всяко лучше, чем бесцельное беганье, вопли, драки, выяснение отношений с детьми и родителями этих детей. По этой же причине лучше избегать шумных детских площадок. Лучше тихие дворы с 2-3 детьми и будьте готовы играть с детьми, чтобы это действительно была игра, а не бедлам.

Вам понадобиться отдыхать. Хоть когда-нибудь. Быть одной. Можно вязать, читать, гулять, лежать на диване и не шевелиться, принимать ароматные ванны, плавать в бассейне, но обязательно переключаться, вспоминать, что у вас есть вы и ваша жизнь, что на ребёнке свет клином не сошелся. Походы в кино, кафе с подругами, природа: то, что помогает именно вам, приветствуется. Приветствуется всё, что будет доставлять удовольствие и помогать расслабиться.

Что нужно будет делать всё время:
— соблюдать режим. Это обязательно для каждого гиперактивного ребёнка, это успокаивает, даёт необходимое спокойствие и предсказуемость, которые жизненно необходимы.
— окружить ребёнка спокойствием. Как бы сложно это не было при таких особенностях ребёнка.
— очень часто обнимать и вообще дотрагиваться, смотреть в глаза, когда хотите быть услышанной. Эти простые правила помогут сгладить множество шероховатостей в вашем общении.
— обеспечить себе «круг поддержки». Если нет друзей/подруг/знакомых завести себе дневник, книгу жалоб, всё что угодно, чтобы помочь вам справлять с нахлынувшими эмоциями. Существуют форумы в сети для родителей гиперактивных детей. Ищите и найдёте.
— хвалите. Есть за что.

Плюсы:
Эмоциональность — ребёнок улавливает тонкие изменения в настроении людей, ориентирован на отношения, поэтому хорошо понимает, когда кому-то больно и страшно. Особенно если об этом говорить, а не орать.
Чувствительность — сочувствие, включённость в вашу жизнь, возможно, даже слишком преждевременная, вам обеспечена.
Ум — так как таким ребёнком невозможно не заниматься, то на него в итоге направляется много, очень много родительского и педагогического внимания, а это развивает.
Лично я благодаря своему сыну перестала делать работу, которая мне не нравится, уволилась с 3х подряд учреждений по банальной причине: сил на нелюбимое не остаётся совершенно. Только на то, что даёт энергию, а не забирает.

Ещё раз о стыде и вине. Конечно, хотелось бы выбросить эти слова из головы, но увы. Мне помогает, пардон, аутогенная тренировка: «я не виновата, не виновата, не виновата»… Мой психолог регулярно за волосы тащит меня из стыда. Бонус: всем спокойней жить. Хотя поводов утопиться в вине и стыде масса. Опять же — что толку?

Во многих статьях пишут, что нужно установить причину гиперактивности. Для меня это путь в никуда. Пока я ищу виноватых и жажду сатисфакции, мы стоим на месте оба. А тут важно начинать осознавать свои реакции, реакции ребёнка и корректировать их как можно раньше. И потом любая причина поддержит вашу вину и стыд. Оно вам надо?

Кроме того, советуют перед замечанием сосчитать до 10. По-моему лучше до 100. Или даже до 1000, у вас как раз будет время сформулировать критику в форме «Я-высказывания» о собственных чувствах в связи с действиями ребёнка, а не прокричать оскорбление.
По дому могут быть повсеместно развешаны правила нарисованные/написанные ребёнком, режим дня. Поверьте, со временем ребёнок сам будет настаивать на их выполнении, радостно убегая в душ перед сном или делая зарядку утром.

При должном количестве поддержки и понимания ребёнок будет очень стараться оправдать ваше доверие. Моего сына уже можно отправить за хлебом в магазин под домом или вынести мусор. Он с удовольствием ухаживает за цветами (правда иногда, они оказываются политы квасом, но это не страшно). Ребёнку важно гордиться собой. А вам нужно будет создавать ситуации, в которых он сможет проявить себя.

Лирическое окончание.
Очень помогают мне родители, форумчане и коллеги-психологи. Я, занятая между 3 и 4 годами сына разводом вообще проморгала СДВГ. Его заметила мама, и первая же начала читать «с чем это едят». Я захлебнулась от страха: помогли форумчане на профессиональной площадке, лечили от стыда. Потом стало возможно говорить об этом среди коллег: и сразу нашёлся толковый детский психолог. С неврологом просто повезло.
Бабушки, дедушки, если они вменяемые и поддерживающие люди могут оказаться незаменимыми помощниками и в плане отдыха для вас и в плане коррекции поведения ребёнка. Важно только чтобы их действия не расходились с вашими. Единая линия воспитания может быть выработана при их участии.
И так с миру по нитке… Сейчас моему сыну 7. Он читает, поёт, рассказывает стихи (мамина работа), уже 3 года записан в детскую библиотеку — имеет там солидный формуляр, а в голове приличные знания, танцует, хотя иногда на тренировки мы едем через все мои и бабушкины силы. Он стал менее экспрессивен, не убегает на улице. С дедушкой ходит в гараж, осваивая безопасное поведение и на тренировки по футболу. Правда если команда не слушается его, разворачивается и уходит к соперникам. Но об этом уже можно говорить с улыбкой. Катание на велосипеде: разряжает, помогает «сбросить» накопленные эмоции, рядом река — а приходится быть внимательной в плане места жительства — и купание в ней делает из сына наиспокойнейшего человека. Ну и конечно 2 психолога еженедельно, уже год как и перерывов мы не планируем.
Я не знаю, что именно помогает, думаю всё вместе.
В этом году я веду сына в 1 класс — а таких детей лучше не тащить в 6 лет в школу — и таки очень опасаюсь. И всё время стараюсь держать в голове — как много уже сделано. И собираюсь продолжать в том же духе.
Всё.

Источник: сайт Гештальтлайф (Gestaltlife)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 8 =