13Сен/17

Детям о любви

Большой волк и маленький волк

Купила ребёнку книгу «Большой волк и маленький волк». Просто так. По описанию в интернет-магазине.

Сегодня прочитала её сыну (возраст 3 года). Он попросил прочитать второй раз сразу. Такое у нас впервые.

Читать дальше…

14Апр/17

Как учатся гештальт-терапевты?

Как учатся гештальт-терапевты?

За что я люблю гештальт-терапию и обучение этой практике?

За неформальность, живые отношения и реальный человеческий опыт, которые невозможно подменить техниками, алгоритмами и экспертным мнением.

За неразрывную связь с повседневной жизнью и собой в ней.

Терапевты учатся терапии на себе и друг на друге. Это непростой и одновременно очень интересный и глубоко затрагивающий учащихся опыт.

Читать дальше…

25Дек/16

Материнское. В потоке времени

Материнское. В потоке времени

У меня всегда было собственное прошлое, настоящее и будущее. И всегда был опыт соотнесения своего настоящего и будущего с другими людьми. Но я не соотносила себя с их прошлым. Даже если наши отношения давно закончились.

С сыном же это происходит как-то само собой. Очень естественно и всегда неожиданно.

Читать дальше…

24Дек/16

Материнское. Рождение «Я»

Материнское. Рождение «Я».

В семейной терапии, в терапии зависимостей мы часто говорим клиентам о том, что именно когда партнер (муж, жена, мать, отец и т.д.) перестает контролировать другого и чрезмерно заботиться, этот другой получает больше шансов заботиться о себе — ощутить авторство в своей жизни, действительно прочувствовать собственную ответственность за последствия своих действий и, в общем, стать более самостоятельным. По-моему, я стала свидетелем действия данного закона в развитии ребёнка.

Читать дальше…

11Окт/16

Хорошая метафора о раннем развитии ребёнка

Хорошая метафора о раннем развитии ребёнка

Коллега, работающая с детьми, Мария Мельник, не так давно в фейсбуке написала лаконичный и яркий текст о раннем развитии ребёнка. Мне понравилось. Иногда я делюсь им с мамами, тревожащимися на эту тему. Почему бы не поделиться и здесь? Заодно и сохраню, чтобы не искать на просторах интернета, когда в очередной раз понадобится.

Читать дальше…

18Ноя/15

О благодарности

Однажды на одной из учебных групп для психотерапевтов, где я была участницей, состоялась терапевтическая сессия, оставившая глубокий след в моей памяти. Клиентка говорила о своём сыне и об отношении к его отцу, с которым она была в разводе. Сын на тот момент был уже школьником. А она длительное время была мамой-одиночкой. Мальчик был любимым, желанным ребёнком. С развода прошло уже достаточно времени. То есть по части отношений с отцом ребёнка женщина не находилась в фазе острого горя, связанного с распадом семьи.

Читать дальше…

31Окт/15

Психологические рецепты на каждый день: баланс похвалы и критики.

Я давно думала о такой серии заметок. Очень много есть всяких интересных упражнений, опытов, задач психологических, которые можно пробовать, которые пробуют мои клиенты со мной, и из этого часто получается что-то очень интересное, ценное. Иногда даже результат гораздо ярче, чем можно предположить из самого «рецепта». И вчера, пока писала про похвалу с хвостиком, подумала о том, что логично написать и о том, как изменить в своём общении соотношение критики и похвалы, чтобы похвалы было хотя бы не меньше. И у меня даже есть пошаговая инструкция).

Читать дальше…

30Окт/15

Похвала с хвостиком.

Когда ко мне приходят родители по поводу взаимоотношений с детьми, я часто спрашиваю их о том, каково соотношение в их общении с детьми критики и похвалы. Я использую здесь слово «похвала» в широком смысле слова. Это и похвала вроде «Молодец», «Как здорово у тебя получилось». И любой другой вид позитивной обратной связи — одобрение, признание, благодарность, выражение своей радости или иных чувств в связи с каким-то поступком ребёнка. Можно было бы предположить, что часто критики больше. Да, тенденция такая. У нас как-то в обществе в принципе не очень принято хвалить и благодарить. Критиковать привычнее.

Читать дальше…

27Окт/15

Завершение или пауза в терапии

Когда я заключаю контракт с клиентами на терапию, я включаю в него организационную и содержательную часть. Организационную обсудить просто и быстро. А вот содержательная часть может занять довольно много времени. Более того, иногда обсуждение содержательного контракта на терапию становится целым большим этапом терапии. Ведь почувствовать, понять и сформулировать ясно, чётко и реалистично, что же клиент хочет в результате терапии и как мы будем оценивать результат — занятие довольно сложное для большинства клиентов, как показывает моя практика.

Читать дальше…

23Окт/15

23 октября. Снимаем ролик о базовом курсе подготовки гештальт-терапевтов.

Сегодня у меня был необычный жанр работы. Я не принимала клиентов. Я, второй раз в своей жизни, снимала видео-ролик про свою работу. Задумала видео о той части своей профессиональной деятельности, которая заключается в проведении психологического обучения, групп для профессионалов и для интересующихся практической психологией, а именно — гештальт-терапией.

Читать дальше…