Размышления о сексуальности

На семинаре по психотерапии сексуальной травмы, участницей которого я была, естественно, зашёл разговор о сексуальности. О том, что это такое и кто как понимает. Когда я делилась с группой своим видением, то и у самой в голове достроился более чёткий образ, которым и делюсь. В этой вряд ли будет что-то принципиально новое, ранее кем-то несказанное. Но мой личный опыт, опыт работы с клиентами и общения с коллегами показывает, что даже несколько слов на тему могут помочь иначе взглянуть на себя и волнующие интимные вопросы.
Я буду писать о женщине, иногда от лица женщины, и в контексте гетеросексуальности. Просто потому, что так мой текст будет выглядеть проще, и не надо каждый раз в скобочках нагромождать все возможные варианты. Думаю, что и гетеросексуальный мужчина, читающий текст, и читатели с гомосексуальной ориентацией легко подставят в нужные места слова «мужчина» и «женщина».
Для начала я хочу отметить, что:

  • сексуальность и сексуальная привлекательность, сексапильность — это не одно и то же,
  • к сожалению, в сознании многих людей эти понятия слиты и являются синонимами, что приводит к немалым затруднениям в жизни.

Сексуальность, на мой взгляд, это в первую очередь самоощущение. Это чувствование, ощущение собственного тела, в частности, области гениталий, чувствование собственного сексуального возбуждения, желания, это способность, навыки и умения обращения с собственным сексуальным возбуждением. Думаю, поскольку это взаимосвязанные очень вещи, то к сексуальности также стоит отнести собственные действия, связанные с ощущением себя как источника сексуального возбуждения (что я делаю, как я поступаю, когда чувствую сексуальное возбуждение или чтобы почувствовать его), и собственные мысли (что я думаю об этом, как я отношусь к себе и т.д.).

Сексуальность женщины — это не о том, «кто хочет женщину», «как женщину воспринимают потенциальные партнёры», «насколько она хороша в постели» и т.д. Это о том, «хочет ли женщина», «как часто она переживает сексуальное возбуждение, и к кому», «что она делает со своим сексуальным возбуждением» и «удовлетворена ли она своей сексуальной жизнью, сексуальными отношениями, собой».

Теперь о сексуальной привлекательности, сексапильности. Мне кажется важным различать два аспекта сексуальной привлекательности. Или два смысла, с которыми можно употреблять это словосочетание. Если рассматривать сексуальную привлекательность как способность женщины привлечь к себе партнёра, вызывающего у неё сексуальный интерес, то я бы включила сексуальную привлекательность в понятие сексуальности, как его часть (всего лишь часть). И это будет относиться к сексуальным действиям женщины — будь они явными или очень малозаметными.

С другой стороны, придётся учесть тот факт, что в общем-то женщина может стать сексуально привлекательной для кого-то и без каких-либо сексуальных действий и даже в тот момент, когда она сама не переживает никакого сексуального возбуждения. Поэтому сексуальная привлекательность не всегда и не во всём зависит от желания женщины. Она может оказаться привлекательной просто по факту своего существования.

Однако довольно часто, на мой взгляд, люди используют понятие «сексуальная привлекательность» в значении «сексуальная популярность». И сами женщины тоже. Происходит такая путаница. Женщина считает, что её сексуальная популярность (то есть то, как часто и как много мужчин обращают на неё внимание и проявляют к ней интерес) является показателем её сексуальности. И вот тут-то и начинаются проблемы. Потому что связь между сексуальностью и сексуальной популярностью может быть очень даже не однозначной и не прямопропорциональной. Например, можно быть сексуальной, довольной собой, своими отношениями с мужчиной, но при этом совершенно не вызывать собой укладывание мужчин в штабеля. Можно быть магнитом для мужчин, и всё время удивляться, «чего это они липнут ко мне» и не хотеть их. И страдать от того, что «им нужно только одно».

Мне кажется, что в смешении этих понятий в головах у женщин играет роль такая простая вещь, как то, что выражая сексуальный интерес к женщине мужчины часто говорят «ты сексуальная». И между растущими девушками тоже идёт отсчёт сексуальности от того, какой популярностью у мальчиков пользуется девушка, проявляют ли к ней интерес, ухаживают ли, борятся ли за неё. Ещё, конечно, имеют значение культурные стереотипы и образы. В частности, продвигаемые СМИ. Эти образы создают представление о том, что атрибутом сексуальности является определённая форма одежды, определённое выражение лица, определённое даже телосложение.. в общем, совершенно определённый имидж. И те, кто образу не соответствуют, оказываются как бы «за бортом», причисляются к несексуальным, слабосексуальным и т.д.
Может быть, я совсем далеко захожу, но предполагаю также, что путаница эта может иметь связь и, в целом, с ориентацией культуры на внутреннее или внешнее.

К сожалению, многие женщины тратят время на то, чтобы присвоить себе внешние атрибуты сексуальности, принятые в обществе, в надежде, что это сделает их более сексуальными и поможет им обрести женское счастье. Однако в отрыве от самоощущения, осознавания себя, своего тела, своего желания, и способов обращения с ним, все эти попытки являются, скорее, вредными. Потому что ещё больше отделяют женщину от самой себя и вносят все больше искусственности в её жизнь.

После разведения понятий «сексуальность» и «сексуальная привлекательность», в группе возникли вопросы, связанные с существующими яркими противоречиями в опыте.

Как же тогда объяснить такие ситуации? Когда, например:

  • мужчины обращают внимание на женщину и называют её сексуальной, а она удивляется, поскольку чувствует себя совершенно холодной,
  • женщина чувствует в себе желание и интерес к мужчинам, а внимание и интерес мужчин к ней гораздо меньше, чем когда она чувствовала себя холодной,
  • женщина чувственная, желающая, осознающая свой интерес и сексуальное возбуждение, но отказывающая мужчинам в сексе,
  • и другие.

Мне лично помогает справиться с этими противоречиями понимание, что сексуальность имеет несколько аспектов. Это условное разделение, поскольку всё взаимосвязано. Но полезное тем не менее:

  1. Первый аспект — это распознавание, осознавание себя как источника желания. И, скажем так, отношения с самой собой, как женщиной. Ощущение себя, знание себя, понимание себя, отношение к себе и т.д.
  2. Сексуальные действия. Одно дело — что женщина чувствует, ощущает собственным телом. А ещё и, например, наедине с собой. И другое дело, что она с этим делает. Элементарный пример. Женщина может осознавать своё желание и интерес к мужчинам, но при анализе поведения легко выясняется, что она совершенно не смотрит на мужчин — и речь даже не о том, чтобы в глаза посмотреть, а даже поразглядывать, когда мужчина этого не видит. Другой пример — женщина одевается так, что её не то, чтобы сложно заметить, а сложно даже заметить, что под одеждой женщина. Среди женщин есть даже такая мечта (одни её признают и знают в себе, другие открывают в себе, когда мы начинаем разговаривать на эту тему): что ОН однажды заметит её такую неприметную в толпе, именно её среди тысячи женщин, и будет так охвачен своим впечатлением, что сделает всё, чтобы быть с нею. А ей останется только согласиться быть с ним. Почти как история спящей красавицы.
    И наоборот — женщина одевается очень откровенно и сексапильно, на самом деле не желая привлекать к себе столько сексуального внимания. При этом женщина может совершенно не сопоставлять свои намерения с тем, что делает.
  3. Сексуальное взаимодействие. Вот тут совсем сложно. Потому что речь идёт о каком-то ответе от потенциального партнёра, от другого человека. Одно дело чувствовать себя, и осознавать свои действия. Другое дело — встречаться с другим человеком, у которого своя сексуальность, своё восприятие окружающего, свои способы действия, свои мысли и т.д. И каждый ответ партнёра (взгляд, движение навстречу или игнорирование, прикосновение, качество прикосновения и т.д.) вносит что-то совершенно новое в реальность женщины «здесь и сейчас», и она как-то на это реагирует: что-то чувствует, что-то думает, что-то делает.

Так вот, возвращаясь к противоречиям. Противоречия возникают тогда, на мой взгляд, когда есть какие-то «белые пятна» в осознавании себя как источника сексуального возбуждения, своих действий, связанных со своим возбуждением, и себя во взаимодействии с другим человеком, являющимся потенциальным или уже актуальным сексуальным партнёром. А так же, когда самоощущение, действия и взаимодействие как-то оторваны друг от друга — когда между ними нарушается связь. Когда возникают какие-то прерывания контакта, говоря на языке гештальт-подхода, которые не осознаются.
Для заметки, пожалуй, хватит. Надеюсь, она будет полезна тем, кто интересуется темой. Как коллегам, так и просто заинтересованным читателям.

p.s. Коллега, Алексей Смирнов, отозвался, подметив, что «что сексуальность и сексапильность мужчин/женщин, гетеро/гомо достаточно разные вещи и различий в них чуть ли не больше, чем сходства. Твой текст мне кажется больше про гетеросексуальных женщин, подставить другие варианты мне удается с трудом». Я подумала над комментарием коллеги и решила, что, может быть, кто-то из читателей может воспринять так, что я игнорирую отличия в сексуальности как половые, так и связанные с разной сексуальной ориентацией. Поэтому хочу здесь немного дополнить. Мой текст, действительно, поверхностен в плане тонкостей и отличий в сексуальности мужчины и женщины, в особенностях разных сексуальных ориентаций. Основная идея была развести понятия «сексуальность и «сексуальная привлекательность», сделать акцент на важность самоощущения и самовосприятия, и разделить ощущения, действия, взаимодействие. В этом отношении, я думаю, что сходства всё же есть.

Юлия Голованова (Верятина)
психолог, гештальт-терапевт, г. Пермь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 2 =