18Ноя/15

О благодарности

Однажды на одной из учебных групп для психотерапевтов, где я была участницей, состоялась терапевтическая сессия, оставившая глубокий след в моей памяти. Клиентка говорила о своём сыне и об отношении к его отцу, с которым она была в разводе. Сын на тот момент был уже школьником. А она длительное время была мамой-одиночкой. Мальчик был любимым, желанным ребёнком. С развода прошло уже достаточно времени. То есть по части отношений с отцом ребёнка женщина не находилась в фазе острого горя, связанного с распадом семьи.

Читать дальше…

31Окт/15

Психологические рецепты на каждый день: баланс похвалы и критики.

Я давно думала о такой серии заметок. Очень много есть всяких интересных упражнений, опытов, задач психологических, которые можно пробовать, которые пробуют мои клиенты со мной, и из этого часто получается что-то очень интересное, ценное. Иногда даже результат гораздо ярче, чем можно предположить из самого «рецепта». И вчера, пока писала про похвалу с хвостиком, подумала о том, что логично написать и о том, как изменить в своём общении соотношение критики и похвалы, чтобы похвалы было хотя бы не меньше. И у меня даже есть пошаговая инструкция).

Читать дальше…

30Окт/15

Похвала с хвостиком.

Когда ко мне приходят родители по поводу взаимоотношений с детьми, я часто спрашиваю их о том, каково соотношение в их общении с детьми критики и похвалы. Я использую здесь слово «похвала» в широком смысле слова. Это и похвала вроде «Молодец», «Как здорово у тебя получилось». И любой другой вид позитивной обратной связи — одобрение, признание, благодарность, выражение своей радости или иных чувств в связи с каким-то поступком ребёнка. Можно было бы предположить, что часто критики больше. Да, тенденция такая. У нас как-то в обществе в принципе не очень принято хвалить и благодарить. Критиковать привычнее.

Читать дальше…

27Окт/15

Завершение или пауза в терапии

Когда я заключаю контракт с клиентами на терапию, я включаю в него организационную и содержательную часть. Организационную обсудить просто и быстро. А вот содержательная часть может занять довольно много времени. Более того, иногда обсуждение содержательного контракта на терапию становится целым большим этапом терапии. Ведь почувствовать, понять и сформулировать ясно, чётко и реалистично, что же клиент хочет в результате терапии и как мы будем оценивать результат — занятие довольно сложное для большинства клиентов, как показывает моя практика.

Читать дальше…

23Окт/15

23 октября. Снимаем ролик о базовом курсе подготовки гештальт-терапевтов.

Сегодня у меня был необычный жанр работы. Я не принимала клиентов. Я, второй раз в своей жизни, снимала видео-ролик про свою работу. Задумала видео о той части своей профессиональной деятельности, которая заключается в проведении психологического обучения, групп для профессионалов и для интересующихся практической психологией, а именно — гештальт-терапией.

Читать дальше…

23Сен/15

Сепарационная тревога… или балансирование между контактом и уходом.

Заметила некоторую уже даже не тенденцию, а закономерность в развитии сына. Всякий раз, когда сын в своём развитии делает очередной скачок , обеспечивающий ему бОльшую автономность от меня (из лежачего положения «брёвнышком» в ползание на животе, потом — на карачках, потом научился вставать, сейчас отрыв в самостоятельное хождение), сразу следом, не позже 1-2 дней, я и мой муж получаем острые реакции на свой уход.


Читать дальше…

15Сен/15

Фигура, фон и… любовь.

Забавно наблюдать за поведением своего сына. В стандартной обстановке (в первую очередь речь о доме, конечно), сын может игнорировать моё присутствие, как бы не замечая меня; игнорировать мои предложения как-то повзаимодействовать, отмахиваясь и занимаясь чем-то своим; периодически въезжать мне то ногой, то рукой, то головой в разные части моего тела, как будто я просто мебель. У нас бывает много моментов взаимной радости, обмена эмоциями, и даже объятий.

Читать дальше…